Достижение малышом возраста одного года – важная веха в его развитии. Это своеобразный переходный рубеж, ведь годовалый ребенок очень быстро начинает осваивать навыки хождения, речи и многое другое.
Что же должен уметь малыш, которому только что исполнился годик? Ниже представлены основные умения, которые подвластны ребенку в этом возрасте. Но каждый юный человечек уникален, поэтому отсутствие какого-либо навыка вполне может быть вариантом нормы.
Двигательные навыки
По достижении годовалого возраста малыш обычно может следующее:
- хорошо и активно ползать, в том числе по наклонной поверхности, а также преодолевать ползком небольшие препятствия;
- вскарабкиваться на диваны, невысокие кресла;
- стоять самостоятельно без опоры;
- ходить, придерживаясь рукой за опору или без нее;
- хлопать в ладошки, махать ручкой и выполнять другие действия, подражая взрослым.
Первые шаги ребенок обычно делает до наступления годовалого возраста. Это становится возможным благодаря активному росту мышечной ткани. Масса тела младенца в 1 год должна составлять от 8,9 до 11,6 кг у мальчиков и от 8,5 до 10,8 кг – у девочек. Рост соответственно достигает 72-80 см и 71,4-78 см у детишек указанного возраста.
Познавательные навыки
В год малышу становятся доступны такие действия:
- складывание небольшой пирамидки из 3-4 элементов;
- размещение кубиков один на другом;
- игра с машинкой или другим предметом на колесиках;
- открывание-закрывание различных ящичков, коробочек, емкостей и т.п.
Эмоциональные навыки
Годовалый ребенок выражает свои эмоции следующим образом:
- проявляет недовольство при обращении к нему взрослого человека резким тоном, а также при запрете какого-либо действия;
- расстраивается, если у него не получается что-то сделать;
- радуется появлению знакомого человека;
- активно копирует мимику взрослых;
- настораживается, если видит незнакомых людей, при общении с чужими может заплакать;
- узнает на фото родных людей;
- проявляет интерес с ярким картинкам в книжках и изображению на мониторах электронных устройств;
- прислушивается к звучанию музыки, песням.
Речевые навыки
Малыш по достижении года демонстрирует следующий уровень речевого и прочего интеллектуального развития:
- берет в руки знакомые ему игрушки, которые называет взрослый;
- различает предметы: например, кубик от мячика, ложку от тарелки и т.п.;
- выполняет несложные просьбы взрослого: «дай игрушку», «открой коробочку» и др.;
- знает имена близких людей;
- машет ручкой при встрече или при фразе «до свидания»;
- играет в «ладушки» и прочие игры для детишек раннего возраста;
- может произносить некоторые слова: «мама», «папа» и др. Впрочем, если карапуз еще не начал говорить, не стоит беспокоиться, так как подобное умение он вполне сможет освоить в течение следующих месяцев.
Также малыш всё в большей степени осваивает несложные бытовые навыки. Он может держать сам небольшую чашку, откусывать и жевать хлеб или печенье, пытаться самостоятельно одеваться или вытираться полотенцем. Очень хорошо, если родители стимулируют развитие подобных умений, ведь даже в столь раннем возрасте можно начинать прививать полезные в быту привычки.
Если развитие ребенка немного не соответствует приведенным требованиям, не следует расстраиваться. Малыш развивается согласно своему собственному внутреннему «календарю», поэтому со временем научится и хорошо ходить, и активно разговаривать. К врачу обращаться следует, когда ребенок слишком пассивен, не проявляет интереса к окружающим. Все остальное – вариант нормы.