Готовность ребенка к школе

http://utro-zhizni.ru/wp-content/uploads/2018/03/Gotovnost-rebenka-k-shkole-0.jpghttp://utro-zhizni.ru/wp-content/uploads/2018/03/Gotovnost-rebenka-k-shkole-0.jpgГотовность ребенка к школе

Готовность ребенка к школе – комплексное понятие, включающее не только наличие конкретных знаний и умений, но также определенный уровень физической и психологической зрелости. Кардинальные изменения, происходящие в жизни ребенка при поступлении в школу, оказывают сильное влияние на него, поскольку формируют определенные отношения с внешним миром и внутри семьи. Его готовность к новому социальному положению зависит от того насколько ребенок сформирован физически, эмоционально и интеллектуально.

Что определяет готовность ребенка к школе?

На готовность ребенка к школе и новому социальному статусу школьника, указывают следующие критерии:

  • уровень общего физического развития. Показатели роста, веса, состояние органов и систем должно соответствовать принятой норме. Ребенок должен уметь владеть ручкой, другим пишущим предметом, его движения должны быть точными и согласованными, мелкая моторика хорошо развита;
  • наличие мотивации и интереса к учебе, понимание ее важности;
  • умение управлять своим поведением, что позволит ребенку соблюдать школьный режим;
  • уровень развития познавательных процессов – наблюдательность, способность логически мыслить, запоминать, ориентироваться в пространстве и времени. Кроме того в данное понятие входит наличие определенного кругозора и словарного запаса;
  • отношение с окружающим миром – владение навыками общения в коллективе, умение и желание прилагать усилия, ставить цели, самостоятельно искать решения.

Физическая, интеллектуальная, социальная, личностная и эмоциональная зрелость – основные критерии, по которым определяется общая готовность ребенка к школе. При этом физическое здоровье напрямую влияет на его психологическую готовность к школьной жизни.

Как определяется психологическая готовность ребенка к школе

Степенью развития психики, определяется психологическая готовность ребенка к школе. Она подразумевает способность ребенком принимать активное участие в школьном процессе наравне со сверстниками и эффективном освоении обучающей программы под руководством учителя. Как свидетельствует практика, готовность ребенка к школе не связана со знанием букв и цифр, умением читать или считать. Она зависит от личностной и интеллектуальной зрелости ребенка, является итогом его дошкольного развития и представляет собой основу, обеспечивающую последующий этап становления.

Об уровне психологической готовности ребенка можно судить:

  • по наличию стимула к учебе. Он зависит от потребности познания и готовности выполнять различные задания, независимо от того, интересны ли они для ребенка. Если потребность в познании заложена с рождения, то готовность выполнять непривлекательные задания, доводя их до конца, следует развивать у ребенка с помощью эмоционального подбадривания, повышающего его самооценку;
  • по степени интеллектуального развития, демонстрирующей функциональность зрелость детского мозга. Она подразумевает умение концентрироваться, выделять и обобщать определенные свойства, делать выводы;
  • по уровню готовности выполнять требования учителя и школьных правил, правильно оценивать свою работу, исправлять ошибки, управлять своими эмоциями;
  • по уровню развития фонематического слуха, то есть способности различать отдельные звуки в словах, что обеспечивает правильное произношение звуков, хорошую обучаемость чтению и звуковому анализу.

Диагностика готовности ребенка, проводимая опытным психологом, позволяет прогнозировать эффективность предстоящего школьного обучения.

Комментарии:

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

Очистить все поля